вторник, 26 февраля 2019 г.

ЦИКЛ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ СССР или совкодрочерам к сведению




   В последние годы развелось огромное количество совкодрочеров. Это такая разновидность индивидуумов, которая верит в светлое прошлое, хотя сами в сознательном возрасте в нем не жили. В принципе совкодрочеры - это не конченные люди, достаточная часть из них вполне умеет соображать. И когда им убедительно и с примерами рассказываешь про времена самого вкусного пломбира, они осознают на какую и чью удочку они попались.
   Есть другая разновидность, то совкопитеки, по науке Sovok Vulgaris, эти жили в советские времена, вкушали все тяготы и лишения жизни в СССР, но потчуют всех колбасой за 2.20 (которую на самом деле, практически во всей стране было днем с огнем не сыскать) и пресловутым самым вкусным пломбиром за 20 копеек. Ну с этими ничего уже не поделаешь. Тем более, что совок это не ругательство - это диагноз.
   Так Саратовский журналист и видеоблогер Юрий Гиммельфарб, создатель канала New Rush Word записал цикл роликов-воспоминаний о различных аспектах жизни в СССР. Ролики примерно по 20 минут. Так что приятного просмотра. Совкопитеки тоже могут насладиться воспоминаниями о колбасе по 2.20 и вкуснейшему пломбиру за 20 копеек. А вот совкодрочерам от меня лично - благодарите даже путинскую косую и кривую рыночную экономику, иначе того, что описывает Юрий Гиммельфарб, вы бы уже вкусили полной грудью, всей прелести развитого совка. А теперь, приятного просмотра.

Воспоминания об СССР. Предисловие к циклу передач



Воспоминания об СССР. Бесплатное советское жилье


Воспоминания об СССР: реальная история о бесплатном советском жилье


Воспоминания об СССР: Дачи в Советском Союзе


Бездомные и попрошайки в Советском Союзе


Безработные в СССР


Бесплатное советское образование


Непобедимая Советская армия


Дедовщина в Советской армии


Советская торговля и дефицит, Часть 1


Советская торговля, Часть 2. Как была устроена система советской торговли


Советская торговля, Часть 3. Как попадали в систему советской торговли



Советская торговля, Часть 4. Цены на товары и продукты в СССР и в России: сравниваем


Отдых и туризм по-советски: как это было в СССР


«Секса у нас нет!» Или он был?

Автомобили в СССР и советский автопром

Преступность в СССР


Идеология в СССР


Идеология в СССР: необходимое послесловие


Дружба народов и интернационализм


Антисемитизм в СССР


Самая читающая страна


 

Загрантуризм в СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатная советская медицина


Как работала советская пропаганда


За что каяться и надо ли ворошить прошлое?


Возможен ли коммунизм на практике? Мнение профессора Веры Афанасьевой








6 комментариев:

  1. ого чувак-то постарался - на целый сериал наваял! Что-то это мне напоминает?...
    Ах, да! - наш национальный лидер тоже всё вспоминает плохое прошлое. Только он "лихие Девяностые" ругает, а Гиммельфарб ваш "проклятый Совок". У меня вопрос к обоим: может сегодняшней Россией займёмся?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для того, чтобы лечить, надо поставить диагноз, и добиться того, чтобы некоторая часть организма не пыталась воспроизвести болезнь. И кстати, 90е - это логическое продолжение этого пресловутого совка.
      Не поняв происходящего, нельзя направиться в правильном направлении. Осмысление прошедшего - это и есть путь в будущее. А бежать выпуча глаза куда не попадя, собственно 30 лет назад мы это сделали, и зашли в ещё большую трясину, чем ту, из которой выбрались. Вот как то так ...

      Удалить
    2. я не против, только диагноз должен быть правильным! И скорей получается, что не 90-е продолжение Совка, а Нулевые - продолжение 90-х (жил во всех этих временах и никуда из страны не уезжал, так что имею представление). Я не сильно люблю Советскую власть - и есть за что! - но если мы действительно хотим провести грамотный анализ, а не вбросить очередную "страшилку", то вот вам факты:
      1. в СССР работали заводы и фабрики и устроиться на реальное производство было очень легко (даже выбор был)
      2. в позднем СССР (70-80-е годы) люди получали достаточно для сносной жизни, продукты и коммунальные услуги стоили недорого, практически каждый житель мог ездить по стране (по работе и учёбе), платились пенсии и стипендии и у людей даже накапливались средства
      3. образование большей частью было бесплатным и у отличников была возможность поступить в институты не платя дикие деньги
      4. продукты были натуральные, без добавок, упаковки нормированные (а не как сейчас девять яиц вместо десяти, 0.87 вместо литра, 180 г вместо 250 г и т.д.) ГОСТы на них были естественно советские (то есть нормальные), голодающих было сложно встретить. Да, был дефицит и не всегда всё имелось в обычной продаже, но во-первых, часто продукты и пайки распределялись по предприятиям (см. п. 1) и организациям, а во-вторых, если ты что-то достал, мог быть уверен, что это можно есть.
      5. правила жизни не менялись десятилетиями - это с одной стороны, могло казаться "застоем", но с другой - можно было планировать как минимум на поколение вперёд, и была какя-то уверенность в завтрашнем дне.
      Так вот, и в 90-х, и в Нулевых при Путине этого всего не было, и приходилось выживать. Я допускаю, что интеллигенции и людям творческим в Совке было душно и их иногда поддавливали (что на мой взгляд, было совершенно напрасно), но большинству народа тогда было вполне приемлемо - и вот отсюда идёт ностальгия по советскому. Сейчас же (лет 30 уже) плохо всем: и простым людям, и среднему классу, и интеллигенции. Хорошо лишь кучки олигархов, депутатов, судей, всяческим генералам и прочей "элите".
      Переубеждать меня ни в чём не надо, поскольку, как я уже сказал, я жил и в СССР, и в 90-х, и при Путине живу и совершенно ясно представляю, как отличалась та жизнь от нынешней.

      Удалить
    3. Анализировать надо числа, а не эмоции. А вот по ним совок увы проигрывал вчистую. Собственно западному миру он и проиграл по очкам, а не военным нокаутом.
      Далее по пунктам. Устроиться действительно было легко, наоборот было сложно, за не работу была ответственность, но суть в том, что жить при этом можно было хорошо, на считанных предприятиях, в основном ВПК. На остальных даже забастовки или их угроза бывали, и не так редко. Не просто же так.
      Да средства накапливались, но купить на них официально было нечего, или на "рынок" с кратными ценами. К примеру, чтобы купить относительно современный цветной телевизор, в начале 80х мой отец отстоял в очереди 2,5 года. Покупать по "рыночным" ценам мы не могли, семья из двух инженеров жила откровенно бедно.
      По третьему пункту - смотря в какие институты. В большинство престижных и за деньги поступить было нельзя, исключительно по блату. Естественно в какой-нибудь институт кооперации или сельскохозйственный - проблем не было. Но и престижную и высокооплачиваемую работу после них получть тоже было нельзя.
      Про четвертый пункт- просто не хочу обижать, пересмотрите Райкина и Жванецкого, это про госты, и сериал про Знатоков про обвесы и обманы в торговле )))))) Но действительно никто почти не голодал, к концу 20 века для индустриальной державы - это конечно сверхдостижение )))
      И по пятому, уверенность была, и даже через чур. Человек, единожды ступив на некий путь, изменить его больше официально не мог. Редкие исключения только подчеркивают эту существовавшую тогда безысходность. Но впрочем это тоже далеко не самое страшное что было в совке.

      Самое страшное, что было запущено после 1918 года - это сильнейший отрицательный отбор в обществе, и физическое уничтожение активных людей, я бы сказал лучших. После кончины усатого фюрера полегчало, но не сильно, а главное этот самый отрицательный отбор во власти никуда не делся.
      Вторая, не меньшая беда, это ужасное образование, заточенное на некоторые технические аспекты, и абсолютно не учившее людей мыслить самостоятельно, и практически полное отсутствие гуманитарной стороны в образовании. Только специализированные гуманитарии получали некое подобие гуманитарных знаний, которые имел каждый студент развитого мира. Собственно Кашпировский и Чумак поставили диагноз советскому массовому образованию.
      И вот с таким наследием, общество вступило в эпоху капитализма, имея представления о нем из книжки Незнайка на Луне и журнала Крокодил. (Кстати наши власти, которые все родом оттуда же и все партейные как на подбор, похоже осилили еще Трех толстяков и Чипполино, это хорошо заметно по деяниям в экономике в последние годы).
      И вот имея такое наследие в виде совершенно инфантильного населения, совершенно беспринципных руководителей снизу доверху, и жадных и жестоких "силовиков" выросшее демократическое движение попыталось как-то реформировать государство. Они сами были инфантильные, не знали многих, очевидных сейчас вещей, что без реформирования общественного сознания, обучения людей фактически новым навыкам жизни - ничего путного не выйдет, и к власти придут практически те же люди, что и затевали транзит власти в КПСС.

      Но это все тема очень большого отдельного поста или статьи. Поскольку там придется ссылаться на экономистов, социологов, обществоведов - то и библиография будет соответствующая.
      А я лишь собрал в одном месте материал для бестолковых современников, которые судачат про жизнь в СССР вообще слабо понимая что там было к чему.

      Удалить
    4. Так мы сравниваем Совок с Западом или с 90-ми-Нулевыми? А то вроде как подмена понятий произошла. Я жил в СССР и знаю точно, что и как там было, я это лично видел своими глазами, мне не нужно ничего выдумывать или кому-то верить. Я привёл реальные достижения конца позднего СССР, и как они резко контрастируют с тем, что было после. Конечно, и в 70-80-е хотелось бы лучше жить, но если б Райкин и Жванецкий знали про нищету и грабёж населения, войны по периметру страны, разрушение производства, науки и культуры и тупость людей в 90-х и далее, я думаю, они бы меньше критиковали бы тот строй. Поскольку то, что случилось потом, было ХУЖЕ, а не лучше (как многим тогда наивно представлялось).
      Мобильность людей в СССР была и это факт: как географическая, так и социальная. Можно было легко поменять работу, никого не приковывали к станку (моя мама 4 раза при Советской власти радикально меняла работу и никто её в тюрьму за это не отослал), да и выбор был: только в моём районе на расстоянии одной остановки было 2 завода, 1 продуктовая фабрика и 1 автобаза. То есть я даже не садясь в автобус мог устроиться как минимум на 4 крупных предприятия на выбор - представьте только! Притом, что я жил не близ промзоны, обычный советский район. По иронии судьбы я работал на макаронной фабрике и на радиозаводе будучи школьником(!) в конце 80-х, а в 90-х все эти 4 предприятия в моём районе закрылись. И не только в моём - я предполагал работать после универа в одном институте и когда я закончил (в середине 90-х) вместо него уже был мебельный бутик. Ну не стоит даже говорить: в моём городе было больше 20 заводов, не считая фабрик и более мелких предприятий, остался только один. Я так и не смог устроиться НИКУДА, когда закончил учёбу! Тыкался-мыкался, в какой-то военной части работал за гроши (задержки зарплаты были постоянно), потом в благотворительной организации, потом тортики пекли на дому, потом в ларьке мороженого, в китайском ресторане, ну и т.д. - в "свободной и суверенной России" я нормальную работу не нашёл (а закончил я матфак по специальности программирование). Излишне говорить, что в СССР 70-80-х годов меня любой бы завод с руками оторвал!
      В детстве я жил у одной бабушки, у другой бабушки и у мамы: телевизоры были ВЕЗДЕ, причём в 2-х квартирах цветные, также были проигрыватели грампластинок (тоже в двух квартирах), у тёти магнитофон и цв. телевизор, у многих моих соклассниках были магнитофоны (я закончил школу в 1991, так что всё это имелось при Советской власти). У дедушки был жигуль и у его сына (моего дяди) тоже. Я во взрослом возрасте так не катался на машинах, как в детстве! И никто из нас не был блатным! Я не знаю, какие очереди кто отстаивал, но достать можно было, и в основном у людей техника была.
      Да, в так называемые "престижные" вузы надо было поступать по блату или за деньги (взятки), но в большинство можно было поступить бесплатно - были бы знания! Сейчас же ВО ВСЕ вузы надо платить, и платить немало! (ЕГЭ сдать абсолютно нереально - он специально так задуман, чтобы 90% школьников его не сдали, и их родителям пришлось бы платить за поступление) Знал одну девочку - круглую отличницу - весь первый год училась платно, притом, что все пятёрки, зачёты, ни одного "хвоста", еле-еле на 2-м курсе перевелась на бюджетку каким-то чудом. Ну не было такого ужаса при Советской власти!
      Я уж не говорю про то, что давали квартиры людям (почти все мои родственники живут в квартирах, полученных при Советской власти). ДАВАЛИ! Когда мама моя нынешним школьникам об этом говорит, они даже понять не могут, как так можно квартиры раздавать.

      Удалить
    5. У меня на книжке было 1'500 (полторы тысячи) советских рублей к 1991 году - все они "сгорели" при Ельцине. Чтобы понять потери, можете эту сумму смело умножать на 400 - это будет реальный курс к сегодняшнему дню. И это я ещё не говорю о процентах за 30 лет! Вместо как минимум полмиллиона мне при Путине выплатили ровно в сто раз меньше - 5000 руб., вот такие они дают подачки. Вообще при Путине я то и дело, что терял деньги. У нас разные были лидеры страны: попадались странные, глупые и жестокие, но никогда ещё не было вора! А вот 20 лет назад с подачи алкоголика Ельцина появился :(
      Знаете, Михаил, мы никогда, наверное, не сойдёмся во мнениях, поэтому не надо мне больше отвечать (я вот сейчас это всё пишу, вспоминаю, и сердце кровью обливается - просто бОльшую часть жизни впустую прожил!). Вы меня никогда не убедите, что раньше было хуже, чем сейчас – ведь я жил и тогда, и сейчас, память мою не отшибло и всё хорошо помню. В заключение, просто последний гвоздь в эту дискуссию: никто и никогда в Советском Союзе не собирал деньги на лечение детей - такое даже в голову не могло придти!

      Удалить